31 января состоялась презентация социального проекта

31 января состоялась Презентация социально значимого проекта «Использование ресурсов сенсорного сада для социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью», реализуемого Ассоциацией садоводов Псковской области совместно с Центром лечебной педагогики в 2014 году.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».

Презентация прошла в рамках подготовки к созданию специальной среды — сенсорного сада — для детей с тяжелыми формами инвалидности, в том числе с множественными нарушениями развития, при Государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области.

На Презентации социального проекта участники и гости познакомились с целями, задачами проекта, проблемой социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью. В Презентации приняли участие организаторы проекта, в т.ч. партнеры, ГБОУ «Центр лечебной педагогики», представители образовательных учреждений для детей с особенностями развития г.Пскова, представители Администрации Псковской области, Общественной палаты области, Молодежного парламента при Псковском областном собрании депутатов, СМИ, волонтеры.

Главная цель социального проекта — повышение эффективности социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью, проживающих в Псковской области, посредством комплекса разнообразных форм и видов занятий с использованием ресурсов сенсорного сада.

Задачи проекта:

1. Создание особой природной среды – сенсорного сада – при ГБОУ «Центр лечебной педагогики» Псковской области, использование ресурсов которого во время занятий по сенсорному развитию будет благоприятно воздействовать на развитие детей и подростков, способствовать их более эффективной социальной адаптации.

2. Улучшение социальной и трудовой интеграции, обеспечение положительной динамики личностного роста детей и подростков с инвалидностью в процессе общения и взаимодействия с людьми и окружающей средой, проведения ежедневных сенсорных занятий.

3. Обеспечение возможности воспользоваться элементами садовой терапии детей и подростков с особенностями развития организаций-партнеров ЦЛП, в т.ч. непосредственные участники проекта, – в общей совокупности 360 детей и подростков с инвалидностью ГБОУ «Центр лечебной педагогики» (г. Псков), представители образовательных учреждений для детей с особенностями развития г. Пскова – в период проведения совместных мероприятий.

4. Накопление и распространение в другие регионы России опыта использования элементов садовой терапии для улучшения состояния детей и подростков с инвалидностью в четырех областях – интеллектуальной (познавательной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической (физическое развитие или реабилитация).

В 2013 году благодаря Центру эффективного садоводства, Комиссии по садоводствам, Центру лечебной педагогики и его волонтерам, средствам жителей города, переданным на Благотворительном марафоне «Добрый Псков», проекту Программы приграничного сотрудничества Эстония-Латвия-Россия и средствам областного бюджета были проведены первые работы по сенсорному саду, установлена беседка для занятий на улице, высажены первые деревья.

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Их число в 2012 году (по данным Федеральной службы государственной статистики) составило 560 тысяч человек, что превышает аналогичные показатели 2010 года более чем на 40 тысяч, и 2011 года – на 20 тысяч. Количество детей-инвалидов в Псковской области также не имеет тенденции к снижению.

В нашем регионе проживает более 1700 семей с детьми-инвалидами, в которых воспитывается более 2000 детей, и у большинства из них (до 65%) диагностированы умственные, психофизические нарушения (в том числе, нарушения сенсорного восприятия). Ранее лица с данной типологией нарушений являлись исключёнными из общества, что выявляет проблему социальной адаптации людей со специальными нуждами. В настоящее время отмечаются изменения в политике государства по отношению к людям с нарушениями развития, их социальное признание. На сегодняшний день в Псковской области существует ряд специальных образовательных учреждений для людей с особенностями развития, как государственных, так и существующих при поддержке НКО. Благодаря этому детям с инвалидностью оказывается помощь в плане развития, обучения и социальной адаптации. Государством, в частности, в т. ч. приоритетным национальным проектом «Здоровье», предусмотрена поддержка деятельности по реабилитации и социальной адаптации детей со статусом «ребёнок-инвалид». Ведь профилактика инвалидности гораздо эффективнее и менее затратна именно в детском возрасте, чем снижение её последствий в будущем.

Однако существует ряд проблем, связанных с недостаточным качеством жизни детей-инвалидов и их семей. Даже простая радость наслаждения природой, которая способна дать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья полноту недостающих ему ощущений, становится ему практически недоступной.

Отсутствие дополнительных мер по реабилитации детей с тяжёлой формой инвалидности создаст вероятность таких негативных последствий, как застойные явления в развитии детей либо ухудшение их общего состояния, так как общепринятые средства и методы реабилитации не всегда приносят ожидаемый результат и приводят детей с нарушениями развития, и в частности с выраженными дисфункциями сенсорного восприятия (зрение, слух и др.), к желаемому уровню социальной адаптации. И, наоборот, развитие и коррекция сенсорного восприятия ребёнка с особенностями развития при использовании природных ресурсов способна снять его тревожность и значительно повысить его обучаемость, обеспечить эффективное взаимодействие ребёнка с педагогами и социальным окружением, а значит, и адаптировать к жизни в социуме.

Для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью используются различные нетрадиционные методы терапии – арт-терапия, гиппотерапия, садовая терапия. Данный проект, уже поддержанный Администрацией Псковской области (1 часть), планирует использовать элементы садовой терапии: создать комплекс объектов на территории сенсорного сада при ГБОУ «Центр лечебной педагогики» Псковской области, регулярно проводить занятия по сенсорному развитию, мастер-классы для родителей и педагогов других учреждений, выездной интеграционный лагерь. Специально спланированный сенсорный сад устроен так, чтобы отдельные участки воздействовали на все органы чувств человека. В них собраны растения, ярко выделяющиеся особыми качествами (текстура, листьев, яркость окраски цветов и листьев, запах и др.), что позволяет усилить их комплексное воздействие на ощущения ребёнка. У человека в сенсорном саду начинают активизироваться различные участки мозга, улучшается мозговое кровообращение, снимается стресс. Занятия по сенсорному развитию стимулируют чувственное восприятие, способствуют развитию коммуникативных и трудовых навыков, развивают ответственность, самостоятельность, способствуют развитию межличностных отношений, расширяют кругозор, формируют целостную картину мира. Таким образом, происходит реабилитация, эмоциональный подъём и улучшение качества жизни участников проекта.

Читать новость на сайте Псковского агентства информации

Читать новость на сайте партнера — Центр лечебной педагогики

О первых этапах проекта Сенсорный сад: начало проекта,  завершение 1 этапа.