Главной проблеме в сфере ведения коллективного садоводства уже более 20 лет. Она имеет общероссийский масштаб. Это большое количество брошенных садовых участков. Неоднократно она поднималась и обсуждалась, однако решения, кроме как изменение федерального законодательства, на сегодняшний день нет. И вопрос не в том, что уже два десятка лет регион несет убытки в размере сотен тысяч рублей неоплаченных земельных налогов ежегодно, а в том, что каждый садовод платит за эту проблему, сам того не подозревая.
Вряд ли горожане знают, что любой может оказаться счастливым обладателем садового участка под Псковом. Когда в 90-е годы раздавали участки, псковская семья выбирала из двух-трех — лучший, от остальных отказывалась. Однако отказы не были оформлены должным образом. Прошло 20 лет, а собственность никуда не делась. И теперь тяготит садоводства, и может стать приятным сюрпризом для каждого пятого псковича!
В связи с многочисленными обращениями садоводов по проблеме брошенных участков Комиссия по садоводствам была создана при общественной организации Ассоциация садоводов Псковской области в начале 2008 г.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ предусмотрено функционирование органа общественного контроля за соблюдением законодательства на территории садоводства. Комиссия по контролю за соблюдением законодательства обеспечивает выполнение садоводами земельного, природоохранного, лесного, водного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.
Создавать такую комиссию в каждом товариществе нецелесообразно: члены комиссии должны обладать квалификацией, а это дорогое удовольствие для садоводства. Поэтому было принято решение о создании органа контроля в Ассоциации садоводов. Основная проблему, которую решает Комиссия – осуществляет контроль за соблюдением земельного законодательства, целевым использованием садовых участков.
Положительный опыт общественного контроля и общественного управления в ряде садоводств, наработанная практика по решению проблем садоводов сейчас вызывают повышенный интерес к Комиссии многих товариществ, в том числе областных. Поступают обращения с других регионов. В этом году введена централизованная бухгалтерия для садоводств, что значительно упрощает ведение бухучета и прием взносов.
Опыт общественного контроля в Псковском регионе стал уникальным для России. В соответствии с земельным законодательством, законом о садоводствах, решениями общих собраний членов садоводства Комиссия проводит ревизию и инвентаризацию земельных участков, изучает данные в архивах города и области, осуществляет юридическую экспертизу документов правлений и дает свои рекомендации. Все процедуры протоколируются и утверждаются на общих собраниях членов садоводств.
В работе Комиссии помогает большое количество органов, иначе осуществлять такую работу было бы нереально. Это и административные органы, и органы внутренних дел, и прокуратура, и кадастровая палата, и органы регистрации, и миграционная служба, и пожарная служба, и многие другие. Комиссия проводит тематические семинары, круглые столы с официальными лицами, и участвует в таких мероприятиях, организуемых административными органами.
После проведение мероприятий общественного контроля документы на недобросовестных владельцев садовых участков Комиссия передает в орган земельного государственного контроля в Управление Росреестра по Псковской области. Меры государственного контроля с применением штрафных санкций приняты в садоводствах «Сущево» и «Постоево», находящихся на территории Псковского района.