Сенсорный сад в Псковской области

            31 июля состоялась торжественная итоговая Презентация мероприятий социального проекта «Сенсорный сад», при реализации которого использовались средства областного бюджета, выделенные в виде субсидии Администрацией Псковской области.

Презентация прошла в Государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области (Корытово).

Итоги проекта подводили директор лечебного учреждения, член Общественной палаты Андрей Царев и директор организатора проекта — Центра  эффективного сельского хозяйствования и садоводства, член Молодежного парламента при Псковском областном собрании депутатов Анна Войченко, а также учащиеся с семьями, специалисты и друзья Центра лечебной педагогики, организаторы проекта, представители Администрации области, а также волонтеры.

В результате создания Сенсорного сада 40 детей в возрасте от 6 до 18 лет с тяжелой формой инвалидности, в том числе с множественными нарушениями развития, члены их семей получили новые средства комплексного развития и понимания значимости растительного мира.

Проект внес вклад в улучшение в Псковской области условий социальной интеграции людей с инвалидностью, т.к. и семьи с обычными детьми смогут также пользоваться сенсорным ландшафтом, вступая в контакт с особыми детьми и взрослыми. Не менее 30 подростков и молодых людей с инвалидностью будут обеспечены занятостью по уходу за растениями и инфраструктурой сенсорного ландшафта. Главная цель Сенсорного сада – создание условий для психофизического и социального развития  человека с нарушениями развития – достигнута! В проекте приняли участие 42 добровольца.

 Теперь у детей и подростков с инвалидностью есть желтый сад с просторной беседкой для проведения занятий на природе. Известно, что теплые цвета сада (желтый, красный и оранжевый) активизируют движение, оживляют эмоции, а холодные цвета (голубой, фиолетовый и белый) способствуют умиротворению и спокойствию. В тенистом уголке сада детей радует новыми открытиями грибная ферма на бревнах, где только-только появился первый урожай вешенки! Дорожка в саду выполнена из натуральных материалов, в нее встроены специальные сенсорные элементы: с разными фактурой, цветом, размером.

Главная цель Сенсорного сада – это психофизическое и социальное развитие  человека с нарушениями развития. Для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков  с физическими и умственными проблемами, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, используются различные методы терапии – арт-терапия, канис-реабилитация (с использованием собак), рино-реабилитация (с использованием лошадей) и реабилитация средствами специально организованного ландшафта – садовая терапия. Специально спланированный Сенсорный сад устроен так, чтобы отдельные участки воздействовали на все органы чувств человека. В них собраны растения, ярко выделяющиеся особыми качествами, что позволяет усилить их комплексное воздействие на ощущения человека. Начинают активизироваться различные участки мозга, улучшается мозговое кровообращение, снимается стресс. Занятия в Сенсорном садике стимулируют чувственное восприятие, способствуют развитию коммуникативных и трудовых навыков, развивают ответственность, самостоятельность, способствуют развитию межличностных отношений, расширяют кругозор, формируют целостную картину мира. Таким образом, происходит реабилитация, эмоциональный подъем и улучшение качества жизни.

Учащиеся Центра лечебной педагогики получают первый опыт сенсорного восприятия элементов сада: дорожек с различными типами покрытий, соприкосновение с водой (осязание), композиций растений с одним преимущественным цветом – желтый, красный, белый сады (зрение), запахи в саду (обоняние), вкусовые ощущения (зелень, ягоды) (вкус), звуки птиц, насекомых, ветра (слух). Таблички с названиями растений играют в саду познавательную роль.