Социальные программы и проекты Ассоциации садоводов

Основные социальные проекты и программы Ассоциации садоводов Псковской области

Социальные программы и проекты

2008 – 2018 г.г. – социальный сельскохозяйственный проект «Урожайный Псковский край России».

2013 — 2014 г.г. - «Использование ресурсов сенсорного сада для социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью»

2013 г. – социальный проект «Сенсорный сад», поддержанный Администрацией Псковской области в виде гранта.

2012 — 2015 г.г.Областная долгосрочная целевая программа «Создание условий для развития садоводства как малой формы ведения сельского хозяйства на      территории Псковской области в 2012 — 2015 годах».

2012 г. – социальный проект «Мы дети Земли Русской», поддержанный Администрацией Псковской области в виде гранта.

2011 г. – социальный проект «Просвещение садоводам – надежный фундамент Земли Псковской», поддержанный Администрацией Псковской области в виде гранта.

 

Друзья, а вот самый оригинальный проект! «Сенсорный сад»!

 Цель проекта:

Создать специальные условия для регулярного сенсорного развития 40 детей и подростков от 6 до 18 лет с тяжелыми формами инвалидности, в том числе с множественными нарушениями развития, обучающимися в Государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области (далее в т.ч. Центр лечебной педагогики, ЦЛП).

Задачи проекта:

1.        Улучшить общее состояние детей-инвалидов путем создания природной среды, оказывающей благоприятное воздействие на развитие детей, а также проведения специальных занятий по сенсорному развитию.

2.        Улучшить качество пребывания детей на улице при Центре лечебной педагогики.

3.        Воспитать у участников проекта любовь к земле, природе, бережное отношение к ним.

4.        Создать возможности для развития положительного мировоззрения у детей-инвалидов, обучить их полезным навыкам обращения с растениями, ведения садоводства и огородничества, здорового образа жизни, а также приобщить ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.

5.        Создать условия для социальной и трудовой интеграции в процессе общения и взаимодействия с различными людьми.

6.        Сформировать у молодых людей и подростков с нарушениями развития и волонтеров навыки общения и толерантности.

7.        Развивать добровольчество среди студентов и сформировать у них представление об инвалидах, как о людях, имеющих равные права и возможности с другими, но нуждающихся в помощи и внимании.

«Сад – это безопасное место в доброжелательной атмосфере, куда каждый может прийти. Растения вызывают ощущение мира и покоя. Они отзывчивы на заботу, но не на силу или богатство человека, ухаживающего за ними. Не имеет значения, какого цвета его кожа, ходит в детский сад или колледж, бедный он или богатый, здоровый или больной. Растения будут процветать, когда о них заботятся. Таким образом, в саду каждый может обрести уверенность в себе» (Lewis, 1996).

Социальный проект «Сенсорный сад» – это создание особой природной среды — Сенсорного сада — при Государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области, оказывающей благоприятное воздействие на развитие детей. А также в проекте предусмотрено проведение курса специальных занятий на сенсорного развития на основе индивидуальных программ, которые направлены на социальную адаптацию, включение в жизнь общества и гармонизацию с окружающей природной средой 40 детей и подростков от 6 до 18 лет с тяжелыми формами инвалидности, в том числе с множественными нарушениями развития.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе, и для многих видов трудовой деятельности. В рамках данного проекта планируется создание несколько объектов, которые будут способствовать сенсорному развитию детей с ограниченными возможностями.

Летний интеграционный лагерь, который пройдет в рамках проекта, является, с одной стороны, формой организации свободного времени молодых людей с нарушениями развития, с другой – пространством для оздоровления, развития прикладных навыков, художественного и социального творчества. Лагерь дает возможность любому человеку раскрыться и реализоваться: приобретаются новые знания и умения в результате участия вмастер – классах, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные способности и толерантность, повышается творческая активность подростков с нарушением развития путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. Направления деятельности интеграционного лагеря:

          Экологическое направление,

          Художественно – эстетическое направление,

          Трудовая деятельность,

          Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Актуальность социально значимой проблемы, решаемой в рамках настоящего проекта, на лицо. По статистике, во всем мире среди различных видов инвалидности наиболее широко представлены лица с умственными, психофизическими нарушениями и их сочетанными формами (до 65%). Ранее лица с данной типологией нарушений являлись исключенными из общества. Социальная политика государства стремилась изолировать эти группы от общества, поскольку экономическая и социальная ценность этой группы лиц рассматривалась как более низкая относительно здорового населения. В настоящее время отмечаются изменения в политике государства по отношению к людям с нарушениями развития, их социальное признание. На сегодняшний день в Псковской области существует ряд образовательных учреждений для людей с особенностями развития, как государственных, так и существующих при поддержке НКО. Благодаря этому дети с инвалидностью получают надлежащую поддержку в плане роста, развития, обучения и социальной адаптации. Однако существует ряд проблем, связанных с изменением качества жизни детей-инвалидов и их семей. 

Отсутствие дополнительных мер по реабилитации детей с тяжелой формой инвалидности, в том числе с множественными нарушениями развития, создаст вероятность негативных последствий, таких как застойные явления в развитии детей либо ухудшение общего состояния детей.

Простая радость наслаждения природой становится практически недоступной людям с ограниченными возможностями по ряду причин (ограниченность в передвижении: нарушения опорно-двигательного аппарата, отсутствие специального транспорта и средств передвижения; низкий доход семьи, не позволяющий часто выезжать на природу; недоступность среды: отсутствие пандусов и др.). Данный проект планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию нескольких объектов: Сенсорный сад, сенсорная беседка для проведения занятий на улице, грибная ферма, сенсорная дорожка, -позволяющих обеспечить полноценное погружение в природную среду детей с ограниченными возможностями.

Целевая аудитория — 40 детей и подростков от 6 до 18 лет с тяжелыми формами инвалидности, в том числе с множественными нарушениями развития, обучающимися в Государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области, а также их семьи. А также добровольцы — студенты ПГПИ — не менее 10 человек, садоводы, творческие коллективы – не менее 10 человек.

Программа занятий по сенсорному развитию и проект Сенсорного сада будут представлены в Интернет-ресурсе и СМИ – для возможности использования аналогичными учреждениями, обучающими детей-инвалидов.

Сенсорный сад – Садовая терапия – это новая методика, комплекс мер для реабилитации и социальной  адаптации людей с специальными нуждами и особыми условиями воспитания, для улучшения качества их жизни, развития положительного мировоззрения, приобретения полезных навыков.

Занятия в Сенсорном садике стимулируют чувственное восприятие, способствуют развитию коммуникативных и трудовых навыков, развивают ответственность, самостоятельность, способствуют развитию межличностных отношений, расширяют кругозор, формируют целостную картину мира. Таким образом, происходит реабилитация, эмоциональный подъем и улучшение качества жизни.

Главная цель Сенсорного сада – это психофизическое и социальное развитие  человека с нарушениями развития. Для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков  с физическими и умственными проблемами, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, используются различные методы терапии – арт-терапия, канис-реабилитация (с использованием собак), рино-реабилитация (с использованием лошадей) и реабилитация средствами специально организованноголандшафта. Специально спланированный Сенсорный сад устроен так, чтобы отдельные участки воздействовали на все органы чувств человека. В них собраны растения, ярко выделяющиеся особыми качествами (текстура, листьев, яркость окраски цветов и листьев, запах и др.), что позволяет усилить их комплексное воздействие на ощущения человека. Начинают активизироваться различные участки мозга, улучшается мозговое кровообращение, снимается стресс. 

 Срок реализации социального проекта: 01 февраля – 31 июля 2013 г.

  Результаты проекта:

40 детей Центра лечебной педагогики 6-18 лет с тяжелой формой инвалидности получили новые средства развития. Улучшились условия социальной интеграции людей с инвалидностью. Не менее 30 подростков и молодых людей с инвалидностью обеспечены занятостью по уходу за растениями и инфраструктурой сенсорного ландшафта. Главная цель — психофизическое и социальное развитие  человека с нарушениями развития – достигнута. В проекте приняли участие более 45 добровольцев. Для отражения деятельности проекта в СМИ размещено 4 публикации и 2 выступления.

Календарный график проекта «Сенсорный сад». Презентация проекта состоялась 15 марта!