«У нас писарь в уезде был, в пачпортах год рождения одной только циферкой обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки», — это не просто цитата из захаровской «Формулы любви». Это практически иллюстрация к диалогу, который садоводы и прочие осчастливленные переоценкой кадастровой стоимости земли жители Псковской области уже почти полгода пытаются вести с исполнительной властью.
Власть, безусловно, демонстрирует понимание проблемы, но в острог никаких писарей не тащит. И «пачпорта» не переделывает — документ все-таки. Причем, если послушать представителей той самой исполнительной власти, документ подготовлен юридически безупречно. Вот, например, что участники Форума «Завышенная кадастровая стоимость земли в Псковской области: причины и пути решения проблемы» услышали от первого заместителя председателя Государственного комитета по имущественным отношениям Любови Ивановой по поводу выбора оценщика псковских земель (им по результатам конкурса стало ООО «Центр экспертизы и оценки собственности Санкт-Петербурга») на конкурсной основе и по поводу его работы: «Есть процедура размещения госзаказа, проведения кадастровой оценки, утверждение результатов, которая прописана в 135 федеральном законе «Об оценочной деятельности». И эта процедура была соблюдена». Участники Форума, правда, с этим не согласились, почти хором заявив: «Нарушена!» Но с этим уже не согласилась Любовь Иванова: «Позвольте! Она была соблюдена. Предварительно все результаты были размещены на сайтах Росреестра… Были публикации, была работа и с муниципальными образованиями, потому что они ближе к народу. Ну, что получилось, то получилось».
Думается, садоводы поняли ее правильно: формально оценку провели по всем правилам, но результат получили «как всегда». Это как, например, с нормативами на ОДН: физически нельзя вылить 200 литров воды на 1 кв. метр общедомового имущества, но согласно методике расчета — всё правильно. Тем не менее, против вот этого заявления у них приема не было: «Законом не предусмотрено оспаривание постановления об утверждении результатов оценки. Есть даже постановление Высшего арбитражного суда: акт не оспаривается, оспаривается кадастровая стоимость!» — поясняла Любовь Иванова под шум в зале.
Там было кому шуметь: среди 94 участников Форума большинство представляли председатели и члены садоводческих товариществ, фермеры, представители от гаражных кооперативов, общественных организаций, предпринимательского сообщества. В числе экспертов были заслушаны член Совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Юрий Гречко, депутаты областного Собрания Лев Шлосберг и Виктор Дуля, преподаватель Псковского агротехнического колледжа Вера Аршинова, заместитель руководителя УФАС по Псковской области Татьяна Бойко, преподаватель Псковского филиала Академии ФСИН России, полковник внутренней службы Владимир Сапогов, представитель общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Андрей Туманов (по скайпу), эксперт по оценке Ольга Коробицкая и другие. Абсолютное большинство экспертов было на стороне внезапно «озолотившихся» владельцев земли.
Но даже при этом все попытки «форумчан» доказать, что не может быть правильной методика, при которой оценщик не выезжал на место, не учитывал наличие или отсутствие инфраструктуры, которая влияет на рыночную стоимость земли (дороги, подъездные пути, электрификация, качество земли и т.д.), не принимал во внимание эту самую рыночную стоимость (оценщик просто отсек предложения о продаже земельных участков по крайне низкой, по его мнению, цене — счел такие сделки сомнительными, хотя в Псковской области люди действительно пытаются продать дачные участки и по 10 и по 15 тысяч рублей), и вообще пользовался исходными данными крайне низкого качества, упирались в однозначный ответ: может! Почему может — объяснил Лев Шлосберг: исполнитель работ произвел оценку согласно собственной методике. Оказывается, независимый оценщик имеет на это законное право. Лев Шлосберг даже добавил, что сейчас примененная в Псковской области методика утверждена Министерством экономического развития РФ и находится на регистрации в Министерстве юстиции. То есть другим регионам стоит приготовиться: на Псковской области, как на традиционном поле для экспериментов, опыты провели, результаты опытов почему-то понравились всем, кто выше. А те, кто на земле, продолжают ужасаться: как же можно было сделать такую нереальную оценку?
Причем ужасаться начинают не только дачники (они просто это делают более организованно, поскольку объединены двумя общественными организациями — профсоюзной и Комиссией по садоводствам). Но на том же Форуме член Совета Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Псковской области Юрий Гречко приводил далеко не дачные примеры: «Представляете, бабулька-пенсионерка, полгектара пашни возле дома, пастбище, и, если она платила где-то 450 рублей за гектар, то сейчас она платит почти 7 000 рублей. Глаза на лоб, и не знаем чего делать». Председатель исполнительного совета Комиссии по садоводствам Анна Войченко тоже цитировала «реакции» не только садоводов: «У меня земельный участок в районе Старого Изборска, мне увеличили стоимость в 120 раз. На этом участке я занимался разведением овец и заготовкой сена. Теперь придется отказываться от этого участка», — это на сайте губернатора писал землевладелец Роман Иванов. Представительница «Союза Женщин России» Ирина Симанчук спрашивала, где она может ознакомиться с новой кадастровой оценкой, если у нее дом в деревне, а в садоводческом товариществе она не состоит? Это, кстати, к вопросу о соблюдении процедуры: сотни таких владельцев домиков в деревне даже «после всех публикаций и работы с муниципальными образованиями» не подозревают – как изменилась кадастровая стоимость их земли, от которой считается земельный налог. Узнают в 2018 году, когда налоговая квитанция придет. А исполнительная власть вряд ли намерена заниматься их просвещением. Она уже и так фактически столкнула лбами налогоплательщиков и местное самоуправление. Ведь для местных бюджетов земельный налог – второй по значимости после налога на доходы физических лиц. Так что лишний раз привлекать внимание к теме никому не хочется. Хотя в отношении садоводов губернатор еще в ноябре 2016 года поручил органам местного самоуправления регулировать ситуацию с помощью налоговой льготы. Чтоб налоговая нагрузка «не зашкаливала».
То есть уже тогда было понятно, что зашкаливать будет. Но это понимание не стало поводом к сомнению в результатах работы оценщика. И уж тем более к их отмене. Зато сегодня Псковская городская Дума вопреки интересам муниципального образования город Псков и ставку земельного налога для садоводов вынуждена была понизить, и налоговые каникулы на земли общего пользования ввести – на два года. Но все эти шаги навстречу людям кадастровую оценку не изменили.
Возможно, расчет здесь делается на поживут – привыкнут. К самой мысли, что дача теперь стоит в 10 раз больше, чем ее можно продать. К тому, что земли общего пользования выведены из-под налогового удара по самому факту существования садоводств. Солидные мужчины в пиджаках дают гражданам понять: всё теперь в их руках: хотят – пусть как-то неиспользуемые земли выводят из общего массива (и садоводы не понимают – как это сделать, если эти земли вклиниваются в используемые, да и межевание стоит больших средств), хотят – пусть индивидуально или даже массово оспаривают новую кадастровую стоимость своих земельных объектов. Но сами! Без надежды на признание, что писарь не прав и «пачпорта» не действительные.
Кстати, подозрения в том, что какой-то шельмец чернила экономил, тоже имеют под собой основания, хотя и категорически отметаются властью. Но знаменитое теперь ООО «Центр экспертизы и оценки собственности Санкт-Петербурга» по итогам проведенных администрацией области торгов взялось оценивать земли сельхозназначения, населенных пунктов и другие за 7 млн рублей. А создаваемому сейчас государственному бюджетному учреждению Псковской области «Бюро технической инвентаризации», которому должны быть переданы все права на проведение государственной кадастровой оценки, планировалось выделить на кадастровую оценку земли 13 млн рублей (об этом на Форуме говорил Лев Шлосберг). И председатель исполнительного совета Комиссии по садоводствам Анна Войченко также обращала внимание своих коллег, что оценка почти 500 тысяч объектов была выполнена примерно по 15 рублей за штуку. Но, как мы все твердо уяснили, торги были правильные, оценка – правильная, результаты – тоже правильные, пока собственники не докажут обратное.
Это вызывает главное возмущение людей: почему они должны доказывать тому, кто в глаза их землю не видел, сколько она стоит и почему? Разве не в этом состояла работа оценщика? Разве не за это ему заплатили скромные 7 млн рублей? По всему выходит, что не за это, а за сам факт оценки. За процедуру. За создание новой налогооблагаемой базы.
Но землевладельцы не хотят быть только базой. На Форуме они создали свой «боевой отряд», то есть комиссию, которая будет представлять их интересы в дальнейшем переговорном процессе. Будут требовать у администрации области осуществить переоценку кадастровой стоимости земель на территории Псковской области в 2017 году с учетом всех особенностей развития территории; в случае невозможности сделать это в 2017 году, установить «налоговые каникулы» для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и их членов до момента утверждения новой оценки «кадастровой стоимости» земель и т.д.
Напомню, что до 1 июля все муниципальные образования Псковской области должны как-то откликнуться на то ли просьбу, то ли поручение губернатора об обеспечении «социально приемлемой» налоговой нагрузки по земле. Но в Псковский областной совет профсоюзов, который также мониторит ситуацию, пока поступают очень разные ответы от глав районов. Из Стругокрасненского района отписались, что садоводческих товариществ на территории района нет, и в связи с отсутствием значительного роста налоговой нагрузки на физических и юридических лиц корректировка ставок земельного налога органами местного самоуправления не планируется. Из Пушкиногорского района сообщают, что еще в декабре 2016 года были приняты понижающие налоговые ставки в размере 0,1%. «Таким образом, несмотря на значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков на территории Пушкиногрского района приняты меры по обеспечению социально приемлемого уровня налоговой нагрузки, позволяющие снизить налоговое бремя для налогоплательщиков». В Великолукском районе несколько волостей (Лычевская, Переслегинская, Пореченская, Шелковская) еще в 2015 году освободили садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества либо потребительские кооперативы, либо партнерства от земельного налога – на земли общего пользования. А вот работа о снижении налоговой ставки с 0,3 до 0,2 % еще ведется. Администрация Псковского района направила главам сельских поселений письма с рекомендацией вынести на рассмотрение Собрания депутатов сельского поселения вопрос об освобождении садоводческих товариществ от уплаты земельного налога на земли общего пользования на 2017 и 2018 год. То есть «работа еще ведется». А в Ершовской, Торошинской и Ядровской волостях еще и ставка налога пока составляет 0,3%, ее рекомендовано снизить.
То, что губернаторская рекомендация была сформулирована еще в ноябре, а муниципальные образования не кинулись её исполнять вплоть до мая, свидетельствует о том, что самая шумная и самая на сегодня пострадавшая часть собственников земли права: нужно добиваться пересмотра самой оценки. Хотя бы в рамках новой, проведение которой возможно через три года, то есть в 2019 году. А до этого срока требовать налоговых каникул. Понятно, что местные бюджеты – кошелек общий. Такое воздержание в виде каникул на нем хорошо не скажется (а значит и на дорогах, и на уборке и т.д.). Но граждане уже один раз заплатили за кадастровую оценку своей земли – 7 млн рублей также выложили из общего бюджетного кошелька. Платить второй раз, уже в индивидуальном порядке, их не заставишь. Но и об эффекте «лягушки в кипятке» собственникам земли тоже забывать не стоит. Многие ведь помнят об этом научном эксперименте, проводившемся в XIX веке? Тогда ученые предположили, что если лягушку поместить в медленно нагревающуюся воду, то она, долгое время не чувствуя дискомфорта, упустит момент, когда можно выпрыгнуть и спастись. И просто сварится заживо. Сейчас главное не забыть, что подогрев уже начался. Если проблему не решить, то через два года садоводческие товарищества «сварятся».
Источник: Псковская Лента Новостей